Пенсионное обеспечение после переезда на постоянное место жительства в РФ

Пенсионное обеспечение после переезда на постоянное место жительства в РФ

Назначение пенсии военнослужащему, служба в ВС Азербайджанской Республики

Я военный пенсионер. Призывался в 1975 г. в Вооруженные Силы СССР. После распада СССР с 1992г. по 1996г. проходил службу в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики. В 1996г. вышел на пенсию. Мне была назначена военная пенсия, которую я получал до переезда в августе 1996г. на постоянное место жительства в РФ. Однако мне в возобновлении пенсии было отказано. Я стал ее получать только с 19.01.2001г., т.е. до момента подписания Азербайджаном Ташкентского соглашения. Прошу Вас разъяснить, должна ли была Российская Федерация назначить мне пенсию с августа 1996г., руководствуясь Соглашением между Государствами участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14.02.1992г. С уважением. Подполковник запаса Таиров Р.З.

В силу Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств (далее Соглашение) (Ташкент, 15 мая 1992 г.) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств — участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Азербайджанская Республика подписала документ о присоединении только 19.01.2001г. Таким образом, до 2001 года для назначения пенсии по линии Министерства обороны РФ не было законных оснований.

В силу ст. 2 Соглашения между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14 февраля 1992 г.) Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе следующие права: сохранять гражданство государства — участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу; иметь в собственности принадлежащее им имущество распоряжаться по своему усмотрению этим имуществом; проживать в занимаемых ими жилых помещениях; получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.
При толковании применения некоторых положений указанного Соглашения Экономический Суд в своих документах (решения от 4 сентября 1996 г. N С-1/11-96 и от 15 апреля 1999 г. N 01-1/5-98, определение от 14 октября 1999 г. N 01-1/5-98, консультативное заключение по делу N 01-1/4-02) отмечал, что

Соглашение от 14 февраля 1992 г. носит рамочный характер, его объектом является принятие государствами Содружества согласованных мер для обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Соглашение содержит общие принципы, в соответствии с которыми должна быть установлена и гарантирована такая защита в национальном законодательстве государств.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию в РФ имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В силу ст. 7 Закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.