Отмена регионального материнского капитала в Ставропольском крае

Отмена регионального материнского капитала в Ставропольском крае

Что говорит Конституционный Суд РФ в отношении отмены мер социальной поддержки многодетных семей (регионального материнского капитала) в Ставропольском крае?

27 марта 2018 года Конституционный Суд РФ принял постановление № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой».
Предметом проверки стали нормы, по сути, отменившие предоставление дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей на территории Ставропольского края. В частности, речь идет о пункте 3 статьи 1 Закона Ставропольского края от 2 декабря 2015 года N 127-кз «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края», которым с 1 января 2016 года признаны утратившими силу пункт 1 части 1 статьи 3 Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 года N 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей», предоставлявший многодетным семьям право на получение материнского (семейного) капитала, часть 1 статьи 4 того же Закона, определявшая порядок назначения и выплаты материнского (семейного) капитала, и статья 5, устанавливавшая условия его предоставления, размер и направления использования.
Эти меры — получение материнского (семейного) капитала — были введены за счет средств бюджета Ставропольского края.
Так, изначально предполагалось, что с 2011 г. выплаты смогут получить семьи при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста 3 лет. С 2014 г. эти положения были приостановлены, а с 2016 г. — отменены.
КС РФ счел нормы конституционными в той мере, в какой установленное ими правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий регионов. Как пояснил КС РФ, регулирование согласуется с правовой природой маткапитала как меры соцподдержки, предоставляемой многодетным семьям за счет собственных средств региона.
Между тем в ином аспекте положения признаны неконституционными. Они являются таковыми в том значении, в каком, исключая упомянутый маткапитал из числа мер соцподдержки, они не предусматривают какой-либо компенсаторный механизм для тех семей, в которых третий ребенок или последующие дети родились в период с 01.01.2011 по 31.12.2015.
Речь идет о механизме, позволяющем смягчить неблагоприятные последствия отмены данной выплаты для таких семей. Дело в том, что согласно регулированию выплаты могли производиться не ранее достижения ребенком возраста 3 лет, т. е. с учетом момента введения мер не ранее 01.01.2014. Однако с этой же даты действие мер было приостановлено, а с 2016 г. — прекращено. В итоге ни одна семья не получила эту дополнительную соцподдержку, на которую была вправе рассчитывать.

Как подчеркнул КС РФ, предоставление региональному законодателю свободы усмотрения в сфере соцподдержки не означает, что он может произвольно отказываться от ранее взятых на себя обязательств.

Регионального законодателя обязали в шестимесячный срок внести соответствующие поправки.