Изменения в федеральном законодательстве об актах гражданского состояния

Что изменилось в вопросах государственной регистрации актов гражданского состояния в органах ЗАГС?

1 октября 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.06.2016 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ (далее Закон № 143-ФЗ). В силу п. 2 ст. 6 Закона № 143-ФЗ государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом ЗАГС посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее ЕГР ЗАГС) соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
ЕГР ЗАГС представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридически значимых действий в соответствии с Федеральным законом (ст. 13.1 Закона № 143-ФЗ). Ранее все эти действия совершались в актовых книгах в каждом региональном отделении ЗАГС, информация накапливалась и хранилась в бумажном формате. В силу п. 2 ст. 7 Закона № 143-ФЗ запись акта гражданского состояния с 01.10.2018г. составляется на русском языке в форме электронного документа и на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 3 ст. 7 Закона № 143-ФЗ каждая запись акта гражданского состояния на бумажном носителе должна быть прочитана заявителем, подписана им и руководителем органа ЗАГС или уполномоченным им работником органа ЗАГС либо руководителем многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг или уполномоченным им работником, скреплена печатью органа ЗАГС или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Каждая запись акта гражданского состояния, составленная в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя органа ЗАГС или уполномоченного им работника органа ЗАГС либо руководителя многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг или уполномоченного им работника многофункционального центра. Перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) должен быть завершен не позднее 31 декабря 2020 года. До 31.12.2020 года повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдаются органом ЗАГС, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния.

С 01.01.2021 года будет действовать новый порядок выдачи повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

Внедрение ЕГР ЗАГС позволит сотрудниками органов ЗАГС регистрировать акты гражданского состояния и совершать юридически значимые действия в электронном виде. Граждане смогут получать услуги ЗАГС независимо от места их проживания и места хранения информации. Это значительно упростит для населения процедуру получения справок или копий документов в органах ЗАГС при смене региона проживания.

Опубликовано в Семья и брак