Гарантии прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения

Гарантии прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения

О ЛОГИКЕ И ЗАКОНАХ Предлагаю немного подумать, порассуждать логически и попробовать разобраться на конкретном примере о соответствии принимаемых депутатами законов основам элементарной логики, признакам разумности и человечности. Для себя я пришел к выводу, что депутаты в своей работе руководствуются, очевидно, в числе прочих, следующими постулатами: Первый постулат депутатов: «Вы думаете, все так просто? Да, все просто. Но совсем не так» (Альберт Эйнштейн). Второй постулат депутатов: «Если хотите принять решения, которые противоречат доводам логики и здравому смыслу – последними можно просто пренебречь». Для начала – небольшое введение. Логика, основы которой разработал еще Аристотель – единственная наука, которую преподают вот уже более 2300 лет. И в дореволюционной России она была обязательным предметом в гимназиях и университетах, но в 1918 году преподавать логику в школе и в высших учебных заведениях запретили. За прошедшее время у нас выросло не одно поколение людей, сознание которых, так сказать, «не заморочено» аксиомами логики. Если искать в этом логику, то можно предположить, что это такая, как принято говорить, «забота о населении»: и людям должно быть жить проще, чтобы не ломали себе понапрасну голову в поиске логики там, где ее просто и быть не может, и законы можно принимать, не отягощая себя размышлениями и угрызениями совести о соответствии их понятиям элементарной логики, и управлять такими людьми легче. В общем, всем должно быть как бы лучше. Но не у всех получается! Вот я привык во всем искать логику и признаки разумной деятельности, в том числе и у законодателей, и в принимаемых ими законах. Последний раз искал, узнав, какую пенсию мне начислили. Сразу скажу – напрасная трата времени, не нашел. Но получился интересный эксперимент: вышел из пенсионного фонда, сел на лавочку в сквере, задумался. Рядом – мальчишка лет 10-11 с мамой. Выражение лица – умное (у обоих). Спрашиваю, не хочешь задачку решить? Попробую! Слушай: средняя пенсия в России – 13 тыс. руб. Пенсия, при прочих равных условиях, назначается в зависимости от коэффициента зарплаты. Если этот коэффициент выше среднего, например, 1,1, как ты думаешь, какая примерно должна быть пенсия? Ответил, не задумываясь: точно не скажу, но, в любом случае – выше средней! Ответ, говорю, не правильный, на самом деле, практически, в два раза ниже средней! Мне, например, начислили аж целых – 7889 руб.37 коп.! Не поверили ни мальчик, ни мама, подозрительно так на меня посмотрели, встали и ушли. А я сидел и вспоминал, как мне начисляли пенсию: 1.Сначала у меня «выбросили» из стажа пять лет с 1973 по 1978 год обучения в институте, по закону (!), в котором законодатели задним числом не признали время обучения социально-значимым периодом жизни (в отличие от, например, периодов получения пособия по безработице и др.). Пять лет стажа – «потерял» (правильнее сказать – украли). А в СССР и при Ельцине Б.Н – учитывалось… 2.Затем убавили стаж за службу в армии (служил танкистом после института с 1978 по 1980 год — 1,5 года, 563 дня). До 1 января 2015 года у граждан, которые служили до 01.01.2002 года срок военной службы учитывался в стаж в двойном размере – день за два: 563 х 2 = 1126 дней/365=3,0849 года стажа. А с 1 января 2015 года вдруг стал учитываться почему-то только «полный» год службы, при этом с пониженным коэффициентом 1,8, в результате учли только 1, 8 года стажа вместо трех, или уменьшили «армейский» стаж на 42 %. 1,2 года стажа тоже исчезли. 3. Затем из стажа исключили мой стаж работы за период работы с 1 января 2002 года по 2015 год включительно (в связи с вступлением 1 января 2015 года в законную силу Федеральных законов: от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» и от 28.12.2013 г. № 424 Ф3 «О накопительной пенсии»), так как в новую формулу их некуда «вставить», это в новой формуле не предусмотрено. Вот и не вставили, приравняв эти годы, очевидно, к тунеядству. А это еще 14 лет, итого уже: 5+1,2 + 14 = 20,2 года стажа. Итог: если раньше стаж составлял 43 года, то, после законодательных махинаций, пардон — новаций – 23 года! Как говорится: «Ловкость рук, и никакого мошенства»! Итого, почти половина стажа работы при начислении пенсии – «не считается»… 4.Согласно новым вышеуказанным Законам, периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность, так как заключено «Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение) от 13 марта 1992 года (я возвратился на свою родину, по месту рождения, с Украины, из Горловки). Но, де-факто, весь период работы после 1 января 2002 года никак не может быть включен для начисления пенсии, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами Россией и Украиной. Рассуждать: почему за все годы действия Соглашения с 1992 года не был принят «механизм» — напрасная трата времени. «Крайним» оказался – пенсионер, а не те, кто должны были произвести какие-либо действия для его принятия, либо предусмотреть иные компенсационные механизмы. Но, не посчитали нужным. Возникает вопрос: почему? Возможны несколько вариантов ответа: Первый (умышленный): а чтобы неповадно было, а то «попонаедут»! А ничего, что в СССР была практика направлять студентов и специалистов по городам и весям республик? И теперь, возвращаясь, в частности, из Донбасса, потеряв из-за войны все, людям незаслуженно назначают нищенскую пенсию, не учитывая весь их период работы после 2002 года? Второй (умышленный): это вынужденная мера для экономии пенсионного фонда. Третий (не умышленный): «Хотели как лучше, а получилось как всегда» (Черномырдин В.С.)! Четвертый (не умышленный): да просто не учли, что тут такого? В результате, даже если имеешь стаж работы больше сорока лет и почти максимальный коэффициент заработной платы, пенсия начисляется минимальная (говорю не отвлеченно, только что мне назначили — 7899 руб. 37 коп.)! Впечатление, или осадок на душе такой, как будто тебя угораздило сесть играть в карты с шулерами! Возникает еще один вопрос: почему в законы внесены изменения, именно ухудшающие положение граждан, а не наоборот — улучшающие или, хотя бы, оставляющие все как было? Ведь можно и по другому, по- хорошему? Для сравнения: 7 июня 2016 года подписан договор между РФ и Государством Израиль о сотрудничестве в сфере пенсионного (социального) обеспечения, согласно которому РФ будет выплачивать страховые пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца отказавшимся от советского и российского гражданства, живущим в Израиле бывшим советским гражданам. В качестве ориентировочной суммы выплат в интернете указывается средний размер пенсии по старости, который по данным Пенсионного фонда РФ, на 1 февраля 2016 год составляет около 13 тыс. рублей. При конвертировании валюты 13 тыс. рублей составляет чуть более 750 шекелей. Указано, что даже такая небольшая (!) сумма может способствовать улучшению жизни пожилых израильтян, признают репатрианты, ведь это будет только прибавкой к израильской пенсии (средняя пенсия в Израиле, в переводе на рубли – 40 тыс. руб.), а также базовому месячному пособию по старости на одного человека, которое составляет 1531 шекель (около 26 тыс. рублей), и это — без учета социальных надбавок (все вышеуказанные данные взяты из интернета, за их достоверность не ручаюсь). Возникает вопрос: а те, кто не отказывались от гражданства, жили и работали там, куда направляла страна, платили все налоги и вернулись на Родину из-за войны, потеряв все… достойны только нищенской, обманным путем начисленной пенсии? В чем же может быть логика, если человеку, проработавшему всю жизнь и платя все установленные налоги и отчисления, имеющему более сорока лет стажа и зарплату за 60 рабочих месяцев до 01.01.2002 выше средней, пенсия назначается не то что ниже средней, а минимальная? В любом случае искать какую-либо логику в таких законодательных нормах – напрасный труд. Может, имеется какой-то высший тайный смысл, и он несравнимо выше обычного человеческого разума, понятный только избранным, то есть — депутатам? Как прекрасно поет, исполняя романс, певица Валерия: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем…» А еще вспоминаются слова из другой песни: «Больно мне, больно!..» А. Новиков

Уважаемый г-н Новиков!
Юристы нашей организации оказывают консультативную помощь по общим вопросам российского законодательства. Из содержания Вашего обращения не понятно, какую именно консультативную помощь Вы хотели получить.
Для информации сообщаем, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. Так, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. При этом стаж работы после 01.01.2002 г. может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Если Вы считаете, что Ваше право нарушено, Вы вправе обратиться в вышестоящую инстанцию или суд.