Регистрация лица, признанного беженцем, в качестве безработного

Регистрация лица, признанного беженцем, в качестве безработного

Имеет ли право лицо признанное беженцем на территории РФ, имеющее миграционный учет по месту пребывания быть зарегистрированным в качестве безработного с последующим признанием безработным и назначением социальных выплат?

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, включая признанных в установленном порядке беженцами.
Установленные статьей 3 Закона о занятости населения порядок и условия признания граждан безработными не позволяют органам службы занятости однозначно признавать безработными всех граждан, в том числе беженцев, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
Так, согласно указанной статье решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Кроме того, в соответствии с Законом о занятости населения граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, имеют право на участие в оплачиваемых общественных работах, получение информации о положении на рынке труда и государственной услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

Таким образом, в качестве одного из условий признания гражданина безработным предусматривается регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости по месту жительства.
Следовательно, не имея подтверждения о регистрации гражданина по месту жительства в местности, на территории которой осуществляет свою деятельность государственное учреждение службы занятости населения (центр занятости населения), данное учреждение не вправе рассматривать вопрос о признании его безработным.

Одновременно обращаем внимание, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1868-0).
Учитывая изложенное, при наличии решения суда об установлении места жительства гражданина с указанием конкретного адреса проживания на соответствующей территории и соблюдении условий, установленных статьей 3 Закона о занятости населения, возможно принятие решения о признании данного гражданина безработным.