Детям беженцев образование не гарантировано

Правозащитники предлагают властям все-таки создать в России систему адаптации мигрантов

За подтверждением права своих детей учиться в России находящиеся здесь беженцы стали обращаться в суды. Комитет «Гражданское содействие» в своем докладе утверждает, что иностранцев часто под разными предлогами или не принимают в школы, или исключают из них. По мнению правозащитников, стране, которая пускает к себе большое количество мигрантов, необходимо и соответствующее социальное законодательство.

В сложной ситуации оказались, например, беженцы из Украины. Во время активных военных действий в этой стране российские власти обещали доступное образование детям всех оказавшихся в РФ украинцев.

Теперь люди вынуждены судиться за выполнение таких обещаний. Семья Ковпан из Одессы подала иск в Мещанский суд на решение директора одной из московских школ не зачислять их сына в первый класс. Письменного отказа им не дали, но в беседе с родителями пояснили, что у них нет именно столичной регистрации. Хотя в этой же школе уже несколько лет учится их старшая дочь.

И действительно, уверяют правозащитники, когда по теме украинских переселенцев наступило информационное затишье, эти люди – наряду с прочими беженцами – столкнулись с различными бюрократическими препонами. В школах России от них стали требовать и подтверждений легального статуса, и местной регистрации. Беженцы жалуются, что в некоторых школах устраиваются рейды, напоминающие прежние походы сотрудников миграционной службы по стройкам.

Как следует из доклада «Гражданского содействия», за неисполнение выдвигаемых требований уже последовали многочисленные отказы в приеме учеников из семей беженцев и трудовых мигрантов, а также массовые отчисления. За последние два года в правозащитные организации поступило на это уже несколько сотен жалоб.

В частности, в комитет «Гражданское содействие» обратились 82 семьи по поводу 135 детей, столкнувшихся с нарушением их права на образование. 117 был дан отказ из-за отсутствия регистрации или неурегулированного миграционного статуса, еще 18 получили предупреждения об отчислении из-за окончания срока регистрации.

По данным члена комитета Константина Троицкого, курирующего доступ к образованию, а последнее время в школах стали самостоятельно тестировать детей из иностранных семей на знание русского языка, причем критерии оценки отсутствуют. По словам Троицкого, некоторым приезжим, несмотря даже на наличие всех миграционных документов, «неформально рекомендовали учить русский язык самостоятельно» либо перевестись в специализированные школы, мест в которых просто нет, потому что большая их часть закрыта.

А те, что остались учить «русскому как иностранному», существуют вообще-то на деньги общественных организаций, не получая помощи от государства. Власти ранее обещали открывать спецклассы для приезжих, но эта инициатива пока осталась на уровне слов. Троицкий, кстати, отметил, что, по различным опросам, примерно треть респондентов сообщили о стремлении оградить своего ребенка от дружбы с детьми приезжих. Своего рода антимигрантские настроения есть и среди учителей – хотя бы потому, что из-за иностранных учеников резко снижается общая успеваемость класса.

Как говорится в докладе, школьная система, особенно в крупных городах, находится «под пристальным контролем силовиков»: сотрудники миграционных управлений требуют отчитываться, например, о количестве обучающихся детей-иностранцев, их миграционном статусе. «После таких проверок, не предусмотренных на законодательном уровне, и были исключены многие дети без российского гражданства», – подчеркивают правозащитники. Они напоминают, что вообще-то российские суды уже неоднократно признавали неправомерным исключение из школ тех учеников, чьи родители имеют проблемы с документами.

Читать полностью

Опубликовано в Дайджест

Рубрики